Представлен 400Вт-ный усилитель мощности автомобиля на основе двухтактного преобразователя, собранного на ШИМ-контроллере TL494 (KA7500). Его мощности хватит для 4-х усилителей на TDA7294.
Три трехзначных индикатора на передней панели показывает фактическое напряжение батареи, температуру, а также предполагаемую мощность (эта часть не описана в данной статье).
Двухтактный преобразователь
Здесь использован очень хороший и проверенный набор-конструктор AVT2732, где включены все защиты по напряжению и току. Преобразователь основан на TL494 (KA7500), он работает на частоте 30 кГц, и управляет двумя полевыми транзисторами IRFP064N.
К сожалению, они имеют большую емкость затвора, поэтому необходимо использовать эмиттерный повторитель – в данном случае две пары BD139 и BD140. В качестве выпрямительных диодов использованы сверх быстрые FES16. Конденсаторы для сглаживания пульсаций 4x 4700 мкФ.
Защита от превышения напряжения заботится о безопасности усилителя мощности – ШИМ-контроллер отключится, если напряжение превысит 15В на входе (преобразователь не имеет стабилизации напряжения). Защита от понижения напряжения заботиться о разряде аккумулятора автомобиля – ШИМ-контроллер отключится, если напряжение упадет до 9В.
Токовая защита заботиться о ключевых транзисторах и общей безопасности всей цепи. Это очень хороший, простой и надежный способ – если транзисторы перегружены, то на входе компаратора IN + мы получим более высокое напряжение.
Это измеряется простой схемой, состоящей из диода 1N4148 и RC-фильтра (10K, 10n). На IN- мы можем настроить требуемое напряжение сравнения потенциометром PR1 и если напряжение на IN + превышает его то, ШИМ-контроллер отключится. Зеленый диод означает нормальную работу, красный диод означает, что одна из защит отключила контроллер.
Для перезапуска надо выключить, а затем включить питание схемы. Схема плавного включения позволяет медленно запускать конвертер и заряжать большую емкость на выходе. Преобразователь питается от цепи REMOTE, и потребляет не более 50 мА.
Намотан трансформатор на ферритовым сердечнике TX42 (TX42 / 13/26) с ом 3C90, намотан медным проводом 0,7 мм. Первичная обмотка: 4 витка по 20 проводов.
Вторичная: 11 витков по 6 проводов. Это конфигурация позволяет получить + /-40V из входного напряжения 14,5В.
Я не использовал стабилизацию напряжения для + /-40В т.к. это безопасное напряжение для работы TDA7294. Во время работы, это напряжение снизится до примерно +/-30V, которое идеально подходит для работы с 4 Ом нагрузкой.
Усилитель мощности
4 микросхемы TDA7294 включены по их типовой схеме в спецификации. Теоретически, выходная мощность каждого из них 100Вт …
Я сделал несколько измерений и получил мощность 85Вт от каждого канала усилителя с коэффициентом искажений 1%. Цепи по входам MUTE и ST-BY изменены – см рис.17
в спецификации – и постоянно подключены к + V через диод 1N1418.
Чипы соединены попарно по линиям ST-BY и MUTE, таким образом, они управляются тоже парами: каналы А + B и C + D. Это важно, потому что эти каналы могут работать по обычной или мостовой схеме – и это хорошо, если их можно включить / отключить одновременно.
Рядом со входными разъемами есть перемычки для выбора обычного или мостового включения. Для мостового включения А+ B и C + D, входной сигнал подключают только к А и С, а в каналах В и D надо вставить 2 перемычки, там где написано “bridge А+B ”или “bridge C+D ”- одну перемычку туда, где до этого был вход, а вторую на соседний контакт, который соединяет инвертированный сигнал от 1-го канала ко входу 2-го.
Теперь оба канала работают по мостовой схеме, не забудьте подключить динамики правильно.
На печатной плате конструкции предусмотрен дополнительный фильтр нижних частот, с частотой среза примерно 80 Гц.
Вы можете использовать его по своему желанию, например, подключить его, до мостовых каналов, чтобы получить хорошую мощность на выходе сабвуфера. Фильтр питается симметричным напряжением +/-12В, стабилизированным диодами Зенера.
Схема, печатки и всё остальное в архиве скачать…
И ещё хочу отметить один момент, если вы решили купить новый автомобиль, то хочу порекомендовать KIA. Заходите на официальный сайт KIA и выбирайте себе авто, весь ряд у вас перед глазами, комплектации и цены, тест-драйв и многое другое.