Скоро лето и все любители охоты и рыбалки ринутся за город на отдых и развлечения. В этом случае, естественно, в путь будут приготовлены портативные холодильники, колонки, ноутбук, телевизор, DVD, приборы для освещения местности и многое другое. Именно для этих приборов и понадобится второй АКБ под капотом.
Преимущество заключается в том, что трата энергии идет через второй АКБ, а первый стоит на резерве. То есть в любой момент можно будет завести двигатель и не бояться, что основной АКБ разрядится. Во многих авто уже стоит сразу два АКБ (Ford Transit), они тут подключены параллельно, то есть получается один большой АКБ с удвоенной емкостью.
Но данный подход не оптимален, так как с течением времени один АКБ придет в негодность, будет появляться разность напряжений, что приведет к быстрому разряжению другой АКБ, что сделает эту систему нерентабельной. Главным условием продолжительной жизни доп. АКБ. – отсутствие сульфатации.
Просто подключить сразу два АКБ в автомобиль, где стоит всего один аккумулятор не получится. Так как удвоенный ток зарядки перегружает генератор, что приведет его к поломке. Конечно, можно заменить генератор на более мощный, но данное удовольствие будет стоить недешево. Да и повторится ситуация с разностью напряжений.
В общем, для подключения второго АКБ, надежным и дешевым способом будет применение коммутатора второго АКБ.
Перед тем как подключать второй аккумулятор необходимо правильно подобрать его емкость.
Рассмотрим на примере. Имеется:
· Авто – 1 штука;
· Работающая голова – 1 штука;
· Прямые руки – 2 штуки.
Первым делом надо узнать, какой ток генерируется генератором. Общеизвестно, что ток зависит от скорости вращения ротора генератора. Если например максимальный ток у генератора 100 А (значение можно найти в сервисной книжке авто) при обороте в 6000 об/мин:
- 1. При холостых оборотах – ток, который вырабатывается генератором очень мал. В этом случае не происходит зарядка/разрядка второго АКБ.
- 2. При оборотах в 2000-3000 об/мин, ток вырабатываемые генератором – 40-60 А.
- 3. При оборотах более 4500 – ток начинает приближаться к отметке в 100 А.
Из всего этого, вырабатываемого генератором тока, расходуется на зарядку главного АКБ. И где-то в среднем остается излишек:
При движении по городу 10-15 А.
При движении по трассе – 20-30 А.
С учетом этих данных можно подсчитать емкость второго АКБ: Если планируется проезжать на авто в среднем 2,5 часа по городу с использованием ежедневных доп. оборудований (сигнализация, система защиты от коррозии, предпусковые подогреватели, ОСВ (охранные системы видеонаблюдения)), то можно подсчитать с учетом выше вычисленных данных
2,5 х 10-15 = 25-37,5 А – в среднем где-то 31,25 А/ч реально может попасть в дополнительный АКБ. Обязательно учитываем, что конце заряда ток АКБ резко снижается и поэтому емкость АКБ выбирается на 10-20 % больше. Если же планируется обеспечивать нагрузку на АКБ подключением нечасто используемых оборудований (лебедка), то АКБ соответственно должна быть выбрана большей емкости, чем в предыдущем варианте.
Советуется не реже чем 2 раза в месяц дозаряжать дополнительный второй АКБ с помощью зарядных устройств.
Разобравшись с емкостью второго АКБ можно приступать к подключению.
Схем подключения достаточно проста, если, учесть тот факт, что в магазине будет приобретено сие устройство – УРА-200.
Схема подключения.
После монтажа получилось следующее.
Не забудьте также и о вольтметрах.
Ни и конечно тумблеры управления Реле.
Автор; Виктор Лячин г.Ростов-на-Дону