Небольшое зарядное устройство для малогабаритных никелевых и свинцовых аккумуляторных батарей можно собрать из подручного хлама. Конструкция не содержит микросхем и сложных узлов, поэтому сможет повторить любой. К сожалению печатную плату представить не могу, ибо собрал устройство на макете, чисто чтобы тестировать.
Схема была найдена на иностранном сайте и показалось интересной . Она имеет все необходимые узлы нормального зарядного устройство, но максимальный ток заряда не более 1 Ампер, но это не проблема, поскольку с заменой некоторых компонентов можно снять ток до 5 Ампер.
Выходное напряжение стабилизировано, ток заряда можно выставить подбором выходного шунта (0,68 Ом) , чем меньше его сопротивление, тем выше ток.
Резистор нужен на 5Ватт, в ходе работы возможен его нагрев, но при токах 1-2 Ампер нагрев еле заметен.
Схема работает в линейном режиме, поэтому некоторая часть (около 30%) мощности пойдет на нагрев выходного транзистора.
Выходной транзистор (по схеме 2N3055) был заменен на наш КТ819Г, в принципе подойдут любые мощные НЧ транзисторы обратной проводимости, с током 7 и выше Ампер.
Транзистор Q2, который управляет выходником, желательно ставить чуть помощней, чем указан в схеме, в моем варианте был использован BD139 (аналог КТ815Г), остальные транзисторы маломощные.
В схеме указаны не самые доступные ключи, поэтому облегчу задачу тех, кто решит повторить.
Q3 – BC557, BC556, KT3107 или любые другие соответствующей проводимости
Q4, Q5 – BC546, BC547, KT3102 и т.п.
ВНИМАНИЕ ! расположение выводов приведенных аналогов могут отличаться от тех, что по схеме , я привел лишь функциональные аналоги, с которыми схема будет работать также хорошо.
Переменным резистором можно выставить напряжение, до которого будет заряжаться аккумулятор, например в случае свинцовых 12-вольтовых аккумуляторов это напряжение около 14,4Вольт (напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора)
Стабилитрон D3 на 6,2 Вольт в принципе любой мощности.
Особенностью схемы является широкий диапазон выходных напряжений, от 6(8) до 16-20 Вольт , забыл указать – выходное напряжение плавно можно изменить в диапазоне 10 Вольт, а минимальное напряжение составляет около 6 Вольт, т.е – если кто подумал собрать на базе этой схемы лабораторный блок питания, то не получиться.
Что сказать о работе схемы, в ходе тестов никаких чп, при коротком замыкании ничего не сгорит, попросту выходной ток будет максимальным и в таком режиме схема может продержаться очень долго.
Заряжать автомобильные аккумуляторы тоже можно, но для этого нужно подобрать сопротивление выходного шунта, меньше 0,1 Ом крайне не советую.
И ещё хочу отметить один момент, а знаете ли вы изменения в правилах ОСАГО, интересные новости ждут автомобилистов. Заходите и ознакомьтесь.