Круглый и тонкий руль – не самый удобный! Многие автовладельцы согласятся, что не может у него быть и таких элементов, как обтянутых перфорированной кожей, деревянных шишек или накладок. Кроме того, полезному рулю хорошо бы иметь конструкцию с аэрбэгом.

Это может означать то, что оттюнинговав заводской руль, можно получить то, что надо! Существует множество способов создания анатомии на руле, у каждого специалиста он свой. И один из них – матричная технология, основанная на пластилиновой модели, основное достоинство которой в быстром поиске нужной формы.

Тюнинг руля.

 

И еще одно преимущество – это возможность вторичного применения матрицы при выполнении аналогичного руля, либо корок, адаптированных под руль другого размера. При этом вмешательства совершенно не требует средняя часть руля: аэрбэг обязан отлично работать. Подвергать модернизации имеет смысл лишь обод и отчасти, спицы.

Тюнинг руля.

01. Первый вопрос – как сделать дизайн обода? Можно просто сделать копию с готового руля, а можно и подключить фантазию. Проще всего – вообразить себе желаемый руль, и подрисовать нужные вам контуры на картинке. Но на бумаге долго задерживаться не стоит, дабы не помешать полету вашей фантазии. 02. Каждому приятно иметь дело с дорогим рулем, улучшая и  адаптируя его под свои особенности. Но начинать пробовать силы с престижного автомобиля не стоит.

Тюнинг руля.

03. В основном, рулевое колесо большинства автомобилей имеют кожаное покрытие, от которого лучше сразу избавиться. Под кожей лежит сам обод в резиновой оболочке. Хорошо то, что она мягкая и ее можно резать. 04. Если ваша задача – изменить у руля только внешний контур, то придется с каркаса, при помощи ножа, удалить часть резины, оставляя ее там, где наличие не критично для формы руля.

Тюнинг руля.

05. Руль из пластилина, это хорошая возможность найти удобные пропорции для будущего шедевра! Пробуем сделать правильный слепок в свободной манере, подгоняем податливую массу для вашей руки, и далее сравниваем новый слепок руки, полученный в результате поисков, из пластилина, с изначальным рисунком вашего руля. Теперь переносим все его особенности на пластилиновую форму, и еще раз проверяем сами себя, насколько комфортно руке.

Снимок191

06. Теперь у вас есть форма руля, хотя и слепленная весьма приблизительно! Теперь можно  начать ее детальную проработку с одной стороны. Тут может возникнуть сомнение по поводу того, что же приемлемее – пластилин или шпаклевка?

Долго не думайте, отдайте предпочтение шпаклевке, не полируйте пластилин до блеска, чтобы получить чистовую матрицу, а просто оставьте неровности на пластилине и доработайте их шпаклевкой на уже готовом руле. Не забудьте обозначить щели на своем макете, для заделки кожи, а места переломов так же не забудьте отметить заостренными ребрами. Снимаем шаблоны с макета одной половины руля.

Для этого удобно использовать плотный картон. 07. Занимаемся переносом всех особенностей руля на пластилин оставшейся половины. Штангенциркулем контролируем боковую толщину, сопоставляя аналогичные места обеих сторон.

Снимок192

08. Итак, форма готова, но от шаблонов не торопитесь избавляться. Они пригодятся при создании опалубки для формования фланцев. Цельный руль, можно создать, склеивая корочки формы. Чтобы изготовить эти половинки из материала – стеклопластика, надо выполнить с пластилиновой модели матрицу-слепок. 09. Устанавливаем опалубку фланцев ровно в плоскости макимально широкого сечения руля, фиксируя картонную пластину опалубки пластилином.

Снимок193

10. Стеклопластик – благодарный материал, и работа с ним по контактному формованию стекловолокна, пропитанного смолой из полиэфира, дает почти безграничные возможности! Особенно это ощущается при создании объемных форм. Когда этот материал находится в жидком состоянии, он удивительно пластичен, его консистенция легко обволакивает разные формы, повторяя любые конфигурации и воссоздавая кривизну поверхностей.

А композит в затвердевшем виде можно в полной мере, использовать по назначению. В создании черновых матриц лучше не использовать гелькоуты, которые представляют собой особую густую смолу. Так же для этого совсем не годятся матричные дорогие смолы. Иногда можно применять для этого стеклянную пудру в качестве загустителя – аэросила.

Густая смола отлично заполняет на форме все неровности и острые углы. Однако и армирующий материал влияет на формовку. Если вести речь о сложной поверхности, то правильнее будет первую пару слоев застилать стекломатом, используя при этом марки 150 или 300.

 

Не  стоит сразу накладывать много слоев! Причина – возможные деформации стеклопластика. Через час смола отвердевает, но полимеризация еще продолжается. 11. Пока идет этот процесс, уберите картонную опалубку. И предварительно намажьте ее восковым разделяющим составом, чтобы смола потом не прилепилась к опалубке. Правильнее использоваться для этого тефлоновую автополироль.

Тюнинг руля.

12. Если у вас рядом нет разделителя, а время поджимает, можно заклеить места контакта строительным скотчем – его потом легко можно снять с отвердевшей полиэфирки. 13. Одним слоем стеклопластика накрываем нижнюю сторону модели. Когда смола отвердела, переверните руль.

Следующий порядок действий: наложите с его лицевой стороны стекломат тонким слоем. Используйте марку 600! При этом предыдущий слой пластика надо заранее зачистить наждачкой. Наращивайте корку матрицы постепенно. Слои надо накладывать попеременно, один за другим, постепенно довести их до 2-2,5 мм.

Снимок195

14. Матрица после склейки должна пролежать около суток. 15. После затвердевания, стеклопластик, бывший прежде податливым, теперь демонстрирует свое коварство. Леденцовая поверхность так и тянет к себе. Но стоит только едва ее тронуть, как невидимые, стеклянные иглы, торчащие во все стороны, сильно ранят руку. Поэтому сначала надо зачистить всю поверхность матрицы, кромку также следует подрезать, оставив фланец около 25-30 мм. Сверлим отверстия во фланцах под саморезы, в 10 мм от края матрицы. В таком виде модель уже можно снимать.

Тюнинг руля.

16. Разъединяем фланцы, разрезая их по контуру. Щель, образовавшуюся между ними, расширяем, снимаем полуформы. Часто в них остаются остатки пластилина.

17. Удаляем все лишние частицы из матрицы, обрабатываем изнутри керосином, и зачищаем контуры наждачкой. Теперь на рабочей поверхности видны все дефекты пластилиновой модели. Но их можно тут же исправить наждачкой. С помощью данной черновой матрицы вполне можно сделать с десяток рулей. Вот только где же их взять? А такие эксклюзивные работы с матрицей пользуются немалым спросом.

 

Вторая часть:

Итак, черновая матрица, выполненная на простой полиэфирной смоле, имеет существенные усадки, что неизбежно влечет искажению изначальной формы. И чем меньше деталь, тем деформации более заметны. Наиболее серьезные уводы бывают в углах. По этой причине, моменту полной полимеризации деталей руля, в них самих накапливаются заметные несовпадения по контуру одной полуформы к другой. Впрочем, это всего лишь черновая матрица, которая должна нам помочь перевести нашу идею из пластилинового вида в будущую заготовку из стеклопластика, либо послужить недорогим  оснащением, чтобы изучить спрос.

Снимок197

01. До того, как вы приступите к изготовлению обеих половинок руля, подготовьте и сам руль под оклейку, срезая с обода и спиц лишнюю резину, делая это постепенно, и затем вложите руль в полуформы готовой матрицы. Между поверхностью матрицы и ободом старайтесь оставлять пространства как можно меньше.

Тюнинг руля.

02. За один заход можно выклеить корки руля, проложив сразу 2 слоя стекломата, используя марку 300. Важно формовать «сухо”, убирая хорошо отжатой кистью лишнюю смолу. Еще до того, как начать клейку, покройте рабочую поверхность матрицы разделителем. 03. Два слоя стекломата дают тонкую хрупкую деталь, поэтому с большой осторожностью вынимаем ее из матрицы.

Снимок199

04.Подрезаем неровные кромки деталей, которые вы только что сняли, используя для этого электроинструмент, ножовку. 05. Примеряем к рулю обработанные корки, и тут же подрезаем резину. Для большего прилегания, очистим поверхность изнутри, от наплывов и игл, грубой наждачкой.

Снимок200

06. Дорабатываем обод и кромки деталей, постепенно подгоняем обе половинки. Теперь корочки готовы к склейке. 07. Имеется два способа склейки полуформы. 1. Вставить склеиваемые детали в матрицу. 2: Можно собрать руль и без матрицы.

Придется осуществлять контроль за совмещением деталей, за швами и общим качеством заполнения. Для этой работы подойдет смесь из аэросила, полиэфирной смолы и стекловолокна, которая похожая на шпаклевку со стеклонаполнением. Заполняем смесью половинки руля, затем сдавливаем их на ободе. Избыток раствора, выступающий из швов, следует удалить.

Теперь фиксируем строительным скотчем полуформы. Места корок с деформациями можно откорректировать с помощью струбцин.

Тюнинг руля.

08. На интенсивную полимеризацию указывает нагрев детали. Спустя 1-1,5 часа с начала склеивания, можно снять скотч. Остатки смолы убираем и  обрабатываем поверхность руля. 09.На любой, вынутой из матрицы детали, имеются следы разделителя. Чтобы избавиться от них, очищаем весь стеклопластик наждачной бумагой.

Снимок202

10. Как правило, для облицовки тюнингованного руля используют углеткань или карбон, а так же кожу или шпон. На нижнем и верхнем секторах обода располагают твердые материалы с полированной поверхностью, кожей обтягивают боковые фрагменты со спицами. Но  экстремальный дизайн диктует необычную отделку. Поэтому будем  делать все наоборот: снизу и сверху кожа, по бокам – шпонированная поверхность.

Снимок203

11. Чтобы обеспечить максимальный комфорт, наклеиваем под кожу пористую резину тонким слоем. Но не забывайте, что стоимость работ от этого сильно возрастет. На стеклопластиковый обод приклеиваем кусок, с размером чуть больше, чем надо. 12. Резина должна плотно обтянуть обод.

Пятна резины наклеиваем и под ладони, в местах кожаных вставок. Выравниваем наждачкой все фрагменты резины, а заделываем дефекты резиновой крошкой, смешанной с клеем, подрезаем контуры по шаблонам.

Снимок204

13. Еще на этапе планирования, следует на стыках разных материалов задать грамотное соотношение размеров обода. К примеру, шпон с лаком имеет толщину 2 мм, он должен быть равен толщине кожи со слоем клея, чтобы обод руля имел на стыках одинаковое сечение.

А резина наклеенная под кожу, создавала ступеньку на ободе, высотой 2 мм. Для этого придется обод на стыках выравнивать шпаклевкой. Чтобы не испортить края резиновых наклеек шпаклевкой, маскируем их строительным скотчем, и приклеиваем тонкую пластилиновую полоску по контуру резины – именно она и будет потом щелью для заделки. 14. «Волосатая” шпаклевка на основе полиэфирной смолы – важнейший материал для макетчика.

Она хорошо совмещается со стеклопластиком из полиэфира. Некоторые целиком делают рулевой тюнинг из шпаклевки. Рулю постепенно придается необходимая форма при накладывании шпаклевки и ее ошкуривании.

Снимок205

15. Размечаем линии щелей на простроенной поверхности, для заделки кожи. Удобно делать пропилы на ободе ножовкой по металлу. При этом должна быть глубина щели 3-4 мм, ширина 2 мм. Выравниваем пропилы наждачной бумагой. Пластилиновыми полосками были намечены щели вставок под ладони. Удаляем пластилин, выравниваем канавки наждачкой и шпаклевкой.

Щели удобно прокладывать бормашинкой. 16. Теперь принимаемся за установку крышки аэрбэга и ее подгонку. Важно рассчитать зазоры, поскольку подвижной крышке нельзя задевать края спиц. Оставьте место для кожи и ее толщины. Подгонка зазоров опять-таки выполняется шпаклевкой и наждачкой. Обливаем законченный стеклопластик грунтовкой. После этого форма проявляется целиком, поскольку на поверхности, покрытой шпаклевкой, сложно увидеть дефекты.

Снимок206

Работа макетчика на данном этапе завершена, теперь изделие можно отправлять к другим мастерам, где один сначала наклеит шпон, залакирует поверхность, а второй обтянет руль кожей. Конечный результат во многом будет зависеть от квалификации отделочников, а вот основа – форма будущего руля, его пропорции, пластика и эргономика, определяет именно мастер макетирования. Поэтому при создании нестандартных изделий, базовой специализацией всегда являлось макетное производство.

Опубликовать в twitter.com