Схема предназначена для отключения любой нагрузки (например стерео системы или холодильника ) от аккумулятора автомобиля, если напряжение упадет ниже критической нормы. Конечно, холодильник и мощная стерео система в машине очень полезны, но они могут «посадить» аккумулятор или повредить его полностью так, что он подведет вас в самое не подходящее время.

Характеристики:

• Отключение нагрузки при заданном напряжении,
• Коммутируемый ток 10А,
• Малая потребляемая мощность,
• Подача звукового сигнала при отключении нагрузки,
• Подача визуальной индикации(моргание светодиода) при отключении нагрузки,
• Автоматическое подключение нагрузки при восстановлении напряжения аккумулятора.

Работа бытовых приборов от 12В очень удобна, когда при включенном двигателе происходит автоматическая подзарядка аккумулятора, но при остановленном двигателе холодильник может «посадить» аккумулятор за довольно короткое время. Вот здесь и вмешивается система защиты.

Она контролирует напряжение батареи и отключает питание от холодильника, прежде чем батарея «просядет» больше, чем нужно для запуска двигателя. Ниже показаны печатная плата, расположение деталей на ней и принципиальная схема устройства.

Схема защиты аккумулятора

Если напряжение аккумулятора выше порога срабатывания, то полевой транзистор Q1 открыт и нагрузка подключена к 12В.

Напряжение, при котором отключится нагрузка, устанавливается потенциометром VR1 на инвертирующем входе дифференциального усилителя (см. таблицу 3).

Снимок7

Потенциометр соединен параллельно с прецизионным стабилитроном опорного напряжения 2.5В с динамическим импедансом 0.2 Ом. При понижении напряжения аккумулятора понижается напряжение на неинвертирующем входе IC2a.

Схема защиты аккумулятора

Разность этих напряжений на выходе IC2a запускает схему визуальной(мигание LED1) и звуковой(звучит пьезо излучатель) сигнализации собранных на IC2b, IC3d, IC3c, Q3. Этот же сигнал с выхода IC2a запускает триггер Шмитта (вход 6 IC3b), на вход 5, которого постоянно поступают импульсы от таймера 7555.

Схема защиты аккумулятора

Тогда сигнал с выхода триггера Шмитта через транзистор Q2, трансформатор Т1 закрывает полевой транзистор Q1 и питание нагрузки прекращается. При восстановлении напряжения аккумулятора нагрузка снова подключается к питанию…

Опубликовать в twitter.com