Беспроводный портативный блок. Адаптация с большинством двигателей внутреннего сгорания. Схема разработана для предупреждения водителя транспортного средства, что оно достигло предустановленного максимума скорости. Существует строгая зависимость между скоростью автомобиля и числом оборотов двигателя (RPM).

Прибор следит за числом оборотов, когда достигается максимально установленная скорость он подает звуковой сигнал и раз в секунду мигает светодиод. Его отличительной чертой является то, что не требуется физического присоединения к двигателю.

Детали

R1,R2,R19 1К 0.25Вт
R3-R6,R13,R17 100К 0.25Вт
R7,R15 1М 0.25Вт
R8 50К 0.5Вт
R9 470 0.25Вт
R10 470К 0.25Вт
R11 100К 0.5Вт (см. прим.)
R12 220К 0.25Вт (см. прим.)
R14,R16 68К 0.25Вт
R18 22К 0.25Вт
R20 150 0.25Вт (см. прим.)
C1,C7 100мФ 25В
C2,C3 330нФ 63В
C4-C6 4.7мФ 25В
D1,D5 красные 3 — 5 мм
D2,D3 1N4148 75В 150мА
D4 BZX79C7V5 7.5В 500мВт
IC1 CA3140 или TL061
IC2 4069
IC3 4098 или 4528
Q1,Q2 BC238 25В 100мA, npn
L1 10 мГн (см. прим.)
BZ1 пьезо излучатель (3 кГц)
B1 9В (см. прим.)

Принципиальная схема

Сигнализатор предельной скорости автомобиля, схема

Электромагнитные импульсы от системы зажигания воспринимаются датчиком -индуктивностью L1, и подаются на дифференциальный усилитель IC1. IC2А усиливает, а IC2B- IC2F инвертируют и обеспечивают квадратную форму импульсов. Одновибратор IC3A используется как частотный дискриминатор, на его выходе 6 появляется высокой уровень, когда достигается предел скорости (предустановленный с помощью R11).

IC3B, транзисторы и т.д. обеспечивают тайминги для сигнализации. Визуальная сигнализация подается светодиодом D5, а звуковая пьезо излучателем BZ1. D3 вносит небольшой гистерезис.

Примечания:

• D1 нужен во время настройки, для контроля эмиссии искр зажигания, чтобы легко найти лучшее место для устройства на приборной панели или поблизости. После настройки D1 и R9 можно удалить для уменьшения разряда батареи.
• Настройка проводится с помощью R8. Обычно его значение 10 — 20 кОм.
• Настройка производится на включенном двигателе, но неподвижной машине.
• Окончательную настройку можно сделать с помощником. Едем на автомобиле и при достижении нужной скорости, ассистент регулирует потенциометр R11, до срабатывания звукового сигнала и мигания D5. При уменьшении скорости сигналы должны прекратиться.
• L1 — малогабаритная индуктивность 10мГн. Для более высокой чувствительности, можно намотать свою катушку –130 — 150 витков ПЭЛ 0,2 мм на оправке 5 см. Сняв с оправки, укрепляете ее, например, горячим клеем.

• Ток потребления около 10мА, поэтому можно питать прибор от автоаккумулятора через гнездо прикуривателя. Тогда R20 = 330 Ом.
• Номинал R11 может варьироваться для автомобилей с разным числом цилиндров. Иногда потребуется использовать R11 = 200К и R12 = 100К или меньше.
• При желании настроить устройство на стенде, понадобится подстраиваемый генератор прямоугольных или синусоидальных сигналов.

• Расчет отношения частоты к RPM для 4-хтактного двигателя по формуле:
Гц = (Кол-во цилиндров * RPM) / 120.
• Для 2-хтактного двигателя Гц = (Кол-во цилиндров * RPM) / 60.
• Т.о., для автомобиля с 4-хтактным двигателем и 4 цилиндрами при 3000 об/мин имеем 100 Гц.
• Временно отключите C2 от контакта 6 IC1. Соедините генератор между входом IC2А и землей. Установите частоту генератора, например, 100Гц и настройте R11, до появления звукового сигнала и мигания D5. При уменьшении частоты до 98-99 Гц, сигнализация должна прекратиться.

• Внимание! Эта схема не подходит для дизельных двигателей.

Опубликовать в twitter.com