Этот баян давно и всем известен, просто исполняют все по разному. Для многих это покажется неудобным, но для меня цель (минимум переделки и деталей) достигнута. Владельцы автомобилей классической модели Ваз 2101-2107, знают что управление скоростью вращения моторчика отопителя никудышное и всячески его дорабатывают(видел и устанавливали моторчик девятки под капот, хотя многим наверно и это не новость). И я решил не отставать от этой тенденции.

Под переделку попалась машина тестя.

Снимок42

Резистор выделенный красным цветом не нужен, потому как хотел использовать для индикации, но не использовал.

Снимок43

Компоненты

Работает все следующим образом: Питание подается с переключателя (J1) на стабилизатор напряжения, предварительно сгладив пульсации кондером (C1) 25в 470мкф, со стабилизатора (DA1) 7805 напряжение 5в запитывает наш контроллер (DD1 тини13). Контроллер генерит ШИМ частотой 40 КГц (именно на этой частоте удалось добиться безшумной работы моторчика).

Шим подается через ограничивающий резистор R2 на 100 ом прямо к Затвору полевика IRF640(N канальный), исток полевика подтянут к потенциалу затвора резистором R3 на 1 Ком для надежно закрытия.

Так как максимальный ток моторчика 3А (по дш при 5в Затвор-Исток) полевик тянет чуть больше 5А и на частоте 40КГц они не греются, что в полне меня удовлетворяет, поэтому перед полевиками и нет драйвера. Хотя по правильному он нужен хотя бы на биполярниках. И снимаем наш ШИМ на моторчик со Стока полевиков.

Сигнал на увелечение и уменьшение ШИМ поступает через транзисторный ключ КТ817(NPN) на порт МК. Обратный диод, что бы защитить полевики от индукции моторчика, установил (обжал) перед моторчиком.

Снимок44Снимок45

Диод с обратным током на 10А.

Снимок46

Частота шим

Снимок47 Снимок48 Снимок49 Снимок50

Так же нужен диод анодом к But in и катодом на +12в, для поддержания питания.

Снимок51

Фьюзы

Работает устройство следующим образом:

  • 1.При первом включении моторчик раскручивается до максимальных оборотов и снижается до значения которе сохранилось после выключения в Эпром, но не ниже 30%.(Сделана для того чтобы быть уверенным что на минимальной скважности моторчик будет крутится, если к нему примерз конденсат (именно по этому у меня перегорал термопредак на реостате печки приоры) или что нибудь подобное)).
  • 2.Переведя переключатель на второе положение скважность ШИМ плавно увеличивается, как только добились желаемых оборотов отжали кнопку в первое положение и текущая скважность сохранилась в Эпром.

Если нужно уменьшить ШИМ повторяем пункт 2.

Небольшое видео.

А кто прется по аналогу равнозначная поделка, на 555 таймере.

Снимок52

Все элементы промаркированы.

Что самое странное частота мк 9,6 МГц/4=2,4МГц. Делитель таймера 1 = 2,4МГц. Делитель на 8 отключен в фьюзах. Но часто получилось та что на мультиметре. Мультиметр не врет, проверял генератором.

Архив к статье….

Опубликовать в twitter.com