Почему быстрый старт вентилятора охлаждения неприемлем для автомобиля? Тут несколько ответов:

1. На бортовую сеть идет большая нагрузка (это проводка, аккумулятор, генератор);
2. Помимо предыдущего идет и большая физическая нагрузка на крепления вентилятора и его подшипник;
3. Приходится использовать необоснованно большой предохранитель, так как пусковой ток может составлять до 30А.

Теперь определимся с задачами, которые мы поставим перед собой:

1. Главная наша задача – создать, так сказать, соф-старт.
2. Для этого использовать только штатную проводку.
3. Ограничится уже имеющимися кнопками.
4. Изначально автомобиль не обладал реле включения вентилятора, поэтому исправим это.

Реле плавного старта вентилятора охлаждения автомобиля схема

Как устроено представленное устройство? На самом деле, это ШИМ генератор импульсов, который запускается и начинает генерацию импульсов постоянной частоты на третий выход с изменяющейся по времени шириной следования импульса.

Реле плавного старта вентилятора охлаждения автомобиля lay

Время ширины задается емкостью конденсатора С3. Эти импульсы следуют до драйвера полевого транзистора, под управлением которого находится мощность нагрузки выхода устройства. Диод, который установлен на выходе, служит для того, чтобы погасить обратные неприемлемые выбросы электродвигателя.

Время ширины задается емкостью конденсатора

Для диода была использована диодная сборка Шотки с общим катодом. Полевик использован Р-канальный, по причине того, что он должен регулировать положительное напряжение. Если бы использовался N-канальный, то потребовалась бы переработка всей проводки, которая связана с охлаждением двигателя, а в наши задачи это не входит.

В представленном устройстве часть элементов выполнена навесными, а другая – прикреплена на печатную плату.

Рисовка карты производилась в ЛУТе, а травка – хлорным железом.

Приступаем к созданию устройства. Сначала нужно достать реле, разобрать его и извлечь все внутренности, оставив только клеммы.

Приступаем к созданию устройства. Сначала нужно достать реле

Получается что-то вроде этого.

Получается что-то вроде этого. Реле плавного старта вентилятора

Отрезав все ненужное, приступим к навесному монтажу.

приступим к навесному монтажу.

Навесной у нас будет вся правая часть схемы, то есть все, что выходит с 3 ножки NE555. Если паять это все на плате, то размеров платы вообще не хватит.

паять это все на плате

Навесную часть почти закончили.

Навесную часть почти закончили. Можно приступать и к самой плате.

Можно приступать и к самой плате. У меня самого вышла такая ситуация, что пришлось немного обрезать плату, чтобы транзистор и диоды корректно располагались за пределами платы. В конце статьи плата показана полной, так как ее модификацию под нужные размеры я оставил на потом.

чтобы транзистор и диоды корректно располагались за пределами платы  располагались за пределами платы

Следующий шаг – впаиваем обрезанную плату в реле.

Реле плавного старта вентилятора охлаждения автомобиля впаиваем обрезанную плату в реле.

 

4-138-14 впаиваем обрезанную плату в реле.

Напоследок осталось впаять перемычки и прикрепить радиатор.

осталось впаять перемычки и прикрепить радиатор 4-138-17 и прикрепить радиатор Устройство уже готово.

Вот и все. Устройство уже готово. Теперь его нужно покрыть лаком или попробовать залить канифолью. Собранное устройство не требует никаких настроек и оно подойдет к любому электродвигателю, так как ее максимальный ток составляет 74А. Использованный контролер IRF4905 дешевый, его легко найти в любом магазине электротоваров.

Использованный контролер IRF4905 дешевый,

Вот вам вид готового к работе устройства.

Плата в формате LAY

Автор; АКА касьян

Опубликовать в twitter.com