Вода в автомобильном радиаторе должна присутствовать в достаточном количестве. И при значительном уменьшении её уровня двигатель будет перегреваться. И вот здесь может помочь специальный индикатор, схему которого мы рассмотрим ниже.

Этот прибор имеет значительное преимущество перед другими, ему подобными, так как во время его эксплуатации не происходит электролиза, разрушительно действующего на стенки радиатора. А кремниевые транзисторы делают чувствительность индикатора к перепадам температур минимальной.

Снимок1

В качестве основы прибора выступает мультивибратор, имеющий устойчивое состояние транзисторов Т2 и Т3. Сигнальная лампа (Л7) служит для него нагрузкой. Четкая фиксация (закрыт-открыт) транзистора Т2 обеспечивается транзистором Т4.

Когда щуп погружен в воду радиатора, Т1 остается открытым  — в этот момент поступает на его базу напряжение смещения. А эмиттер и база Т2 обладают одинаковым потенциалом, поэтому транзистор будет закрытым. В итоге мультивибратор не функционирует и сигнальная лампа (Л1) остается обесточенной. База Т2 защищается от перенапряжения диодом (Д1).

Если произойдёт уменьшение количества жидкости в радиаторе, щуп окажется на воздухе. Из-за этого происходит закрытие Т1 и открытие Т2. Мультивибратор начнет работать, его частота будет определяться постоянным временем цепочки R4-C1 (примерно 2гц). Вспышки сигнальной лампы (Л1) будут происходить с такой-же частотой, обращая на себя внимание.

Для изготовления щупа используется нержавеющая сталь, а для пробки – пластмасса, имеющая высокую температуру плавления (нейлон, лавсан, фторопласт). Конденсатор (С1) берется бумажный, так как во время работы не происходит изменения полярности заряда на противоположный.

Для этого устройства применяются только транзисторы из кремния и диоды. К примеру, Т1 и Т2 будут типа МП116, Т3 возьмем КТ602, а Т4 – КТ315, буквенный индекс может быть любой. Диоды подойдут типа Д106 или Д103, буквенный индекс также любой.

еТХТ

Опубликовать в twitter.com