Каждый автолюбитель хоть раз встречался с проблемой определения толщины краски, нанесенной на автомобиль. Это позволяет определить качество покрытия или определить место, в котором были произведены ремонтные работы. Особенно пригодится данный прибор перед покупкой нового автомобиля, но не забудьте также проверить и ходовую, сделать диагностику ходовой части, чтобы быть уверенным в том, что покупаете.

Каждому конечно автолюбителю охота приобрести подобный прибор, однако стоит он достаточно дорого. Тем не менее выход есть, такое устройство вполне можно собрать самому достаточно следовать инструкциям, написанным в этой статье.

В большинстве случаев принцип действия покупных толщинометров основан на эффекте эхолокации. Принцип действия основан на отражении сигнала после прохождения через слой краски от стальной поверхности кузова, возвращению его к приемнику – обработке и индикации полученной информации на приборе.

Прибор для определения толщины лакокрасочного покрытия

Таким образом прислоненный к поверхности датчик посылает импульсы определенной частоты отражаясь от поверхности они поступают на фазовый детектор, который измеряет фазу полученного сигнала и генерирует сигнал, соответствующий времени прохождения сигнала через краску, т.е. толщины лакокрасочного покрытия. Такие устройства довольно сложны для самостоятельного изготовления. Изготовление подобного прибора требует специализированных знаний и необходимость довольно трудной настройки.

Гораздо проще воспользоваться методом индуктивных или емкостных датчиков. Они проще в исполнении, а элементы для их сборки доступны в любом магазине. Емкостные датчики неудобны тем что их надо как минимум два. Две диэлектрические пластины прикладываются к измеряемому участку и основываясь на измерениях емкости, которая в свою очередь зависит от лакокрасочного покрытия, можно откалибровать прибор.

Значительно удобней индуктивный датчик, который представляет из себя обычный Ш-образный трансформатор на одну сторону которого намотана катушка, а вторая как раз и является прикладываемой к поверхности датчиком. При соприкосновении с покрашенной поверхностью создается немагнитный зазор, который меняет индуктивность катушки и на результатах этих измерений и определяется толщина лакокрасочного покрытия.

Принцип работы.

Схема устройства представлена ниже.

cover

Принцип работы довольно прост. Прикладываемая к поверхности индуктивность является частью LC-генератора низких частот, при изменении индуктивности сигнал искажается и поступает на операционный усилитель и далее на систему индикации. Переменным резистором обозначенном на схеме «Уст «0»» производится калибровка прибора. В качестве индикации данных можно использовать стрелочный индикатор, однако он зачастую габаритный поэтому для уменьшения массы и габаритов устройства лучше использовать электронный. Отметим что прикладываемая часть датчика должна быть зачищена, это обеспечит более точные показания.

Рекомендации по сборке.

Все номиналы и используемые элементы указаны на самой схеме. Тип микросхем не критичен в качестве операционников (на схеме КР140УД1208) можно взять практически любой другой с таким же питанием. В качестве логических элементов (на схеме К561ЛА7) можно взять также практически любую микросхему с логической функцией «И». Резисторы необходимо брать именно прецизионные с допуском не более 1%, т.к. прибор измерительный схема довольна чувствительна к разбросам сопротивлений.

Всю схему, построенную на логической микросхеме К561ЛА7 и дешифраторе КР1533ИД3 можно заменить модулем индикации. Это уменьшит габариты схемы и упростит монтаж. В качестве такой микросхемы можно использовать К1003ПП1, однако это увеличит ток потребления, а, следовательно, срок службы батареи. Важно отметить роль таймера NE555 он служит не только в качестве генератора импульсов для индуктивного датчика, но и источником питания -2 В, необходимого для питания операционников КР140УД1208.

 

Опубликовать в twitter.com