Устройство,описанное ниже, преобразует постоянное автомобильное постоянное напряжение 12 В. в переменное 220 в., с частотой 50 Гц. Выходная мощность около 30 Вт. Оно под нагрузкой потребляет ток около 2,5 А.

Преобразователь содержит задающий генератор на частоту 100Гц на триггере DD1.1, делитель частоты на 2 на триггере DD1.2, предварительный усилитель на транзисторах VT1, VT2 и усилитель мощности на транзисторах VT3,VT4, нагруженный трансформатором Т1.

Схема преобразователя напряжения 12/220 В., 50 Гц

Снимок127

Задающий генератор обладает высокой стабильностью частоты (не хуже 5% при изменении питающего напряжения от 6 до 15 В). Делитель частоты одновременно играет роль симметрирующей ступени, позволяя улучшить форму выходного напряжения преобразователя. Вторичная обмотка трансформатора Т1 с конденсатором С5 и нагрузкой образуют колебательный контур с резононсной частотой около 50 Гц.

Микросхему К561ТМ2 можно заменить на К564ТМ2. Вместо транзисторов КТ973Б можно использовать составной эмиттерный повторитель на транзисторах серий КТ361 и КТ502. Конденсаторы С1 и С2 — КМБП, С3 — КМ5, С4 — К50-6, С5 — МБГО на напряжение не ниже 400В. Транзисторы VT 3,VT4 следует разместить на теплоотводах с полезной площадью около 8см.кв каждый; при использовании металлических транзисторов радиатор не обязателен. Трансформатор Т1 можно перемотать из любого сетевого трансформатора мощностью 30…50 Вт. Все вторичные обмотки удаляют (сетевая будет служить обмоткой II), а вместо них наматывают проводом ПЭЛ или ПЭВ-2 1,28 две полуобмотки, каждая с числом витков, соответствующим коэффициенту трансформации около 20 по отношению с оставленной обмоткой на 220 В.

Собранный из исправных деталей преобразователь не требует налаживания, за исключением подборки конденсатора С5 из условия получения максимального выходного напряжения при подключенной нагрузке.

Опубликовать в twitter.com