Если вы счастливый обладатель отечественного автомобиля ВАЗ2103-08, то примененная схема, рассмотренная в этой статье будет справедлива. За добросовестную работу электровентилятора в этих автомобилях отвечает датчик ТМ108 (смотрите фото), именно он замыкает или размыкает питание на электровентилятор.

Делаем электронный датчик электровентилятора

Когда этот датчик выходит из строя в 99 случаях из 100 восстановлению он не подлежит, и вам придется идти в магазин за новым, а выгорают они довольно часто. Для более долговечной работы датчика достаточно применить небольшую обвесную схему, и она гарантирует вам долгий и без отказный срок службы.

Делаем электронный датчик электровентилятора

Итак, приведенная ниже схема построена на триггере Шмидта. Расшифруем элементную базу.

VT1, VT2 – биполярный транзистор КТ315Б;
VT3 – биполярный транзистор КТ816А;
VD1 – стабилитрон Д813;
R1 – резистор 300 Ом;
R2, R3 – резистор 3,3 кОм;
R4 – резистор 10кОм;
R5 – резистор 150 Ом;
R6 – резистор 30 кОм;
R7 – резистор 82 кОм;
R8 – терморезистор ТМ106;
М1 – вентилятор;
К1 – реле РС-527.

Принцип действия: Терморезистор R8 устанавливается на определенную температуру двигателя обычно от 90°С, при превышения этого порога датчик срабатывает. Через резистор ограничивающий ток (R7) сигнал подается на триггер Шмидта, выполненный на транзисторах VT1 и VT2.

При замыкании транзистора VT2, поступает управляющий сигнал на базу транзистора VT3, и он открывается, что в свою очередь переключает реле К1 и вентилятор включается. Стабилитрон VD1 выполняет роль защиты от ложных срабатываний системы при скачках напряжения в бортовой сети.

В связи с тем, что транзистору VT3 придется коммутировать достаточно большие токи его желательно установить на теплоотвод, для более продолжительной работы.

Опубликовать в twitter.com